Устройство и неполадки кондиционера в автомобиле
Типичный кондиционер авто имеет такую же принципиальную схему, что и обычный бытовой кондиционер, и состоит из конденсатора, эвапоратора (испарителя), компрессора и дросселя (переменного или постоянного сечения — терморегулирующего клапана или расширительной трубки соответственно). С термодинамической точки зрения, работа устройства обеспечивается за счёт выделения тепла при переходе вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсации) и поглощения тепла при обратном процессе — испарении. Воздух, который проходит мимо радиатора испарителя, остужает салон автомобиля, нагретый же благодаря конденсации хладагента (рабочего тела) воздух сбрасывается в окружающую среду.
Устройство автокондиционера
Понимание принципа работы системы позволяет провести первичное диагностирование её в случае поломки (хотя это и не заменит компьютерную диагностику авто в специализированном сервисе; заправка кондиционера авто, замена неисправных блоков, ремонт электрической части системы и прочие работы тоже должны проводиться в автосервисе). Рассмотрим теперь устройство контура и наиболее часто встречающиеся неполадки системы.
В компрессоре происходит сжатие рабочего тела и тем самым обеспечивается его циркуляция за счёт разности давлений в контуре;
в конденсаторе хладагент переходит в жидкую фазу, выделяя тепло; конструкция радиатора способствует интенсивному теплообмену;
фильтр-осушитель удаляет излишнюю влагу и осуществляет очищение хладагента от мелких дисперсных частиц;
в расширительном клапане, который установлен перед испарителем, давление хладагента понижается и благодаря этому хладагент частично испаряется;
в испарителе хладагент полностью переходит в газообразное состояние и понижает температуру воздуха, который через фильтр благодаря вентиляторам нагнетается в салон.
Первичная и компьютерная диагностика системы
Перед осушительным фильром часто устанавливается смотровое окно, через которое можно увидеть степень загрязнённости теплоносителя. Если на его поверхности вы наблюдаете белую пену — велика вероятность, что герметичность контура нарушена. Предвестником неполадок является также излишний шум при работе компрессора и вентилятора — в таком случае необходимо проверить подшипники на износ. Нестабильность работы системы, периодические самопроизвольные выключения, отсутствие подачи охлажденного воздуха — всё это повод для обращения в автосервис.