Чиновники заморозили Днепропетровский художественный музей
Когда поздно вечером в редакцию позвонила наша постоянная читательница, мы сначала не поверили своим ушам.
- Картины мерзнут, понимаете?! – плакала она в трубку. – В нашем художественном музее так холодно, что картины, на которые я ходила смотреть еще маленькой, просто погибают! Если ничего не изменится, могут пострадать и работники музея. Там так холодно, что каждый из них может схватить воспаление легких. Директор сказал, что денег на отопление не дали. Ну сделайте что-нибудь, я вас умоляю!
Вся редакция долго не могла прийти в себя после услышанного. В голове не укладывалось, как могло произойти подобное с нашим музеем, в котором успел побывать, наверное, каждый житель города. Версии случившегося у нас возникали самые разные – от банального пофигизма чиновников до направленной диверсии. Чтобы разобраться в ситуации, журналист «Горожанина» уже утром следующего дня отправился в музей.
Ужасы нашего музея
На улице в тот день было около ноля градусов. В то же время синоптики обещали резкое похолодание уже в ближайшие сутки. Первым внимание к себе привлек абсолютно пустой гардероб. У входа, укутавшись в два платка, сидела вахтер. Немногочисленные посетители переминались с ноги на ногу от холода.
- Мерзнем мы тут, - говорит ведущий инженер музея Лилия Латынина, включая чайник. – Восемьдесят девятый отопительный сезон стал для нас последним. Мы его закончили в марте, когда автоматика на отопительных котлах вышла из строя. Уже в апреле было отправлено письмо в Минкультуры с просьбой выделить деньги на ремонт.
И с тех пор началась карусель. Несчастные 54 тысячи гривен, которые вежливо попросил у государства музей, выделять никто не спешил. Первым делом в Областном управлении культуры сумму уменьшили на четверть, посчитав, что этого хватит с головой. Но и эти смешные деньги выделили не сразу.
- Ровно восемь месяцев мы были никому не нужны, - сокрушается Лилия Латынина. – В декабре о нас вспомнили, когда музей не то что замерз, он льдом покрылся.
Когда гром уже грянул, управление культуры соизволило прислать… треть суммы. 11 тысяч гривен были тут же отданы подрядчику, чтобы немедленно начать ремонт. Теперь Лилия с ужасом думает, что будет, если оставшуюся сумму государство будет выделять еще столько же времени.
- Я устал, - говорит директор музея Владимир Куличихин, глядя в пол. – Я сорок лет проработал здесь и, начав с самого низа, дошел до должности директора. За семь лет в этом кресле я видел многое. И с каждым годом отношение к музею становилось все хуже и хуже. Мало того, что здание проблемное, старое, что крыша течет, что на стенах «маячки» рвутся, так теперь мы вообще стоим на грани выживания. Я устал. Если честно, мне сейчас сильнее всего хочется освободить это место и больше не махать протянутой рукой у государства перед носом.
Знакомьтесь, кракелюр
На данный момент в фондах музея находится около девяти тысяч экспонатов. Чтобы разместить их все, потребовалось бы здание в пять раз больше. Но здание у музея одно, и то стоит без отопления. По словам директора, чтобы прогреть промерзший музей, понадобится очень длительный срок. Сейчас ремонтные работы уже начаты. Но чтобы замять скандал и отчитаться об освоенных средствах до конца года, управление культуры области требует акты выполненных работ уже сегодня. Лилия Латынина подписывать их отказывается, несмотря на давление сверху.
Что могут сделать с шедеврами музейные морозы, мы поинтересовались у известного днепропетровского художника Олега Зеликова.
- Если бы мои работы содержались в подобных условиях, я бы возмутился. Ведь им в таком случае грозит кракелюр. То есть растрескивание из-за резких колебаний холста. Трескается как слой краски, так и грунт. Пример кракелюра – Дрезденская галерея времен Гитлера. Когда начались бомбежки, картины были спущены в подвал. После прихода советской армии мировые шедевры были отправлены на реставрацию в Москву. Тогда специалисты были шокированы тем, как сильно за столь короткий период пострадали картины. На их восстановление ушло очень много времени.
Также художник отметил, что кракелюр – лишь одна из возможных бед подобного обращения с полотнами.
Культурка - мультурка
- Деньги в полном объеме были выделены еще в сентябре, но очень сложно было найти подрядчика, который смог бы работать с такой старой техникой, - оправдывается Наталья Першина, начальница управления культуры и туризма Днепропетровской области. - Завтра планируется первый пробный пуск газа.
Причиной долгого поиска бюджетных денег Першина назвала экономический кризис. Кризисом сейчас принято оправдывать всё. Но ведь хватило же у областной администрации и управления культуры денег на то, чтобы организовать дорогостоящую поездку в Киев творческих коллективов для участия в фестивале – отчете перед президентом Ющенко.
Хватает денег на дорогостоящую реконструкцию театра имени Шевченко, причем к этим расходам сразу же возникли вопросы у правоохранителей. Да что там говорить, мы в прошлом номере «Горожанина» уже писали о том, как щедрой и недрогнувшей рукой ОГА выписала 100 тысяч гривен премии-стипендии для председателя депутатской комиссии областного совета «по культуре (!) и духовности (!!!)» Агошкова, чем, по сути, просто оплатила расходы высокопоставленного депутата для его развлекательной поездки в австралийский Сидней. На музей, на обеспечение сохранности нашего общего культурного достояния – коллекции картин - требовалось в три раза меньше денег, чем дали депутату на развлечения.
В этой безобразной истории с замерзающими картинами речь, на наш взгляд, должна идти не о кризисе, а о непрофессионализме и элементарной безответственности. Можно, наверное, было отложить все дела и все траты для того, чтобы не допустить угрозы для музейной коллекции, чтобы вовремя сделать и профинансировать ремонт аппаратуры теплового котла.
По информации, которой владеет «Горожанин», подрядчик, выполняющий работу, постоянно работает с музеем и уже давно обслуживает эти котлы. И объяснение чиновников, что, мол, долго искали подрядчика – это неудачное оправдание. Задержка начала ремонтных работ была вызвана тем, что первая часть денег от области поступила на счет музея лишь в декабре, хотя о проблемах было известно еще в марте.
- Мы обязательно найдем и накажем виноватых уже после того, как восстановим отопление, - уверила нас начальница областной культуры. А потом добавила вообще сногсшибательную фразу: – Помещение все это время отапливалось бытовыми нагревателями.
Мы бы, может быть, и поверили бы в этот текст, если бы сами не были в музее, если бы нам не звонили встревоженные посетители музея, если бы не видели замерзающие слезы в глазах пожилых сотрудников этого очага культуры.
Да и как вы, к примеру, представляете себе отопление громадных музейных залов с помощью одного калорифера? Между тем, когда этот номер газеты сдавался в печать, температура воздуха на улице была ниже десяти градусов мороза, а отопление еще не было включено.