Что будет с курсом валют после выборов
Пока потрясений не стоит ждать, они сейчас никому невыгодны.
Разобраться в этом вопросе помог президент ассоциации «Днепровский Банковский союз» Владимир Косюга.
Выборы еще не закончились. По некоторым округам еще не закончился подсчет, впереди еще окончательный вердикт горсовета и облсовета. Тогда будет понятна расстановка политических сил. На сегодня акценты бизнеса расставлены не в сторону экономики, а на распределение портфелей, формирование коалиций. Пока потрясений не стоит ждать, они сейчас никому невыгодны. До декабря, думаю, мы будем находиться в поствыборном состоянии, до вопросов экономики и курсообразования руки ни у кого не дойдут.
Нужно понять, что какой-то лимит роста доллара или девальвации национальной валюты очень сильно исчерпан. Мы видим некие фрагментарные колебания в течение дня – плюс-минус 30 копеек. Это все происходит на фоне катастрофически низкого уровня торгов на Межбанке. По нескольким причинам: Нацбанк ограничивает количество заявок на покупку, очень внимательно подходит к вопросу формирования лотов на покупку валюты, второе – похвастаться наличием свободной, избыточной гривны, которую хотелось бы конвертировать в доллар, сегодня мы не можем. Еще год назад человек с 10 тыс. грн в кармане мог позволить себе тысячу долларов. Сегодня для покупки тысячи долларов нужно значительно больше. Заработать эти деньги не так уж и легко.
Говорить об обвальных скачках не приходится в меру экономических причин. Помимо этого, есть требования международных кредиторов – обеспечить такие условия, когда национальная валюта будет предсказуемо себя вести. Мы видим, что на протяжении полугода Нацбанку это удается. К тому же, начало осени – продается урожай, это выравнивающий фактор. До Нового года вряд ли произойдут радикальные изменения. Исторически, последний месяц года – время снижения деловой активности, сворачиваются контракты, производятся расчеты, возврат выручки из-за рубежа. На сегодня мы в балансе.
Индекс деловой активности очень низкий, покупательная способность упала в разы, импорт (автомобилей, техники, брендовой одежды) существенно снизился. Это говорит о том, что мы будем меньше тратить валюты, что удержит курс гривны. Но, с другой стороны, пока мы не станем больше зарабатывать, к нам не вернутся международные компании, которые привыкли дорого продавать свои бренды.
Максимальный удар от роста курса валюты получили необеспеченные слои населения. Медикаменты на 60-80% подорожали, они очень зависят от валюты. Хотелось бы, чтобы наше правительство и вновь сформированные местные органы самоуправления озадачились тем, чтобы дать возможность населению реализовывать себя в вопросах предпринимательства и дать людям зарабатывать, чтобы, соответственно, увеличить их покупательскую способность. Лишняя гривна, которая была накоплена горожанами, в зимний период уйдет на оплату коммунальных платежей. Зимой расходы исторически растут, а в этом году вырастут многократно. И, возможно, те, кто имел сбережения в долларах, будут менять его по более высокому курсу, чтобы производить текущие расчеты (за ту же коммуналку). Это и укрепит национальную валюту.
У нас есть разнонаправленные векторы, но ни один из них не указывает на то, что завтра произойдет нечто феноменальное и доллар станет 80 или 100 гривен. Это не сопоставимые с современной экономикой цифры. В таком состоянии мы будем находиться, пока не закончится период реформирования, и покуда у нас не начнется новый драйвер роста.
Я не вижу предпосылок для того, чтобы доллар стал стоить больше 30 грн до конца года. К тому же, по сравнению с прошлым годом, у нас по отношению к доллару подешевел энергоноситель. Это говорит о том, что при снижении уровня потребления газа, нам нужно будет меньше долларов. Хотя у нас их и так нету.