Психологические ловушки, с которыми могут столкнуться вернувшиеся в Днепропетровск АТОшники

Появление большого количества пострадавших в зоне боевых действий, в том числе и бойцов, призванных в армию из Днепропетровска, делает актуальной проблему оказания медико-социальной помощи эти лицам.

Как заявили в Минобороны, уже начал свою работу сайт по оказанию психологической онлайн-помощи всем, кто вернулся из зоны АТО. Ресурс dopomoga.life будет помогать не только солдатам и офицерам, но и их семьям. Более 200 специалистов готовы работать с вернувшимися с Донбасса прямо сейчас. Кстати, обратиться за помощью можно анонимно.

По определению психологов на сегодня ситуация вооруженного конфликта является одним из вариантов чрезвычайных ситуаций. В военной психиатрии даже выделили специальное понятие "боевой стресс". 

- Такое состояние может спровоцировать расстройство межполушарно-диэнцефального взаимодействия, - объясняет психиатр Евгений Крутько. - Говоря на простом языке, у бойцов, которые вернулись из зоны АТО, возможны серьезные нарушения памяти, проблемы со сном, ослабленный иммунитет и вегетативные нарушения в организме. 

По словам психиатра, у людей пострадавших во время боевых действий очень часто наблюдается так называемая "повышенная бодрость". То есть человек постоянно вздрагивает от громких звуков, постоянно напряжен и готов к нападению или бегству.

- Например, многие свидетели артобстрелов предпочитают спать на полу или даже под кроватью, - комментирует Евгений Крутько. - Возможно также непроизвольное воспоминание деталей страшных событий. Человек в таком состоянии не контролирует собственное воображение и внимание. Характерен дефицит краткосрочной памяти.

Специалисты утверждают, что нередко у бойцов наблюдается и чувство дисфункциональной вины. То есть вина за то, что остался жив.

- Именно поэтому многие бойцы после реабилитации вновь стремятся в зону конфликта, - говорит психиатр. - Например, боевой товарищ или друг погибли во время конфликта, а человек стал свидетелем этой смерти. Если же боец окончательно возвращается домой, здесь может возникнуть другая проблема. Пострадавший в военном конфликте может застыть на первом этапе постравматического стрессового расстройства. Это касается особенно тех, кто стал инвалидом из-за войны. То есть боевые действия воспринимаются как нечто лишившее человека дальнейших перспектив в жизни. Очень часто люди становятся агрессивными в таком состоянии, пытаясь найти виновного в случившемся и выплескивают злость на близких. Специалисты должны помочь пациенту перейти на следующий этап - переоценку случившегося. 

Можно попробовать оставить в прошлом все, что случилось, пытаясь не думать о трагическом событии, или избегая делать то, что может напомнить о травме, потому что это очень огорчает. После травматического события такое поведение может казаться логичным и понятным. Но на самом деле оно может препятствовать осознанию смысла того, что произошло, и пониманию собственных страхов. Главное — взвешенно оценить свое состояние и ни в коем случае не избегать активных попыток улучшить его.

В такой реабилитации за границей стараются задействовать не только психологов, но и психиатров, а также врачей общей практики, потому что постравматический синдром влияет на весь организм. В Днепропетровске с бойцами уже работают психологи-волонтеры. О подключении к этому процессу других специалистов пока ничего не известно.