Южмаш - один из самых крупных ракетно-космических центров страны. Вначале у него даже не было названия, только номер - "завод №586". Конечно, вначале открытого названия не было из-за секретности.
Зато сегодня именуемый в народе Южмаш носит длинное название «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» — научно-производственный комплекс ракетно-космической техники.
Журналист сайта 056.ua разбиралась в истории и сегодняшней ситуации на заводе.
Первые ракеты и памятник, на котором можно прокатиться
1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод №586».
- Завод развивался очень быстро, - говорит историк Максим Сичкарь. - Буквально за год построили три цеха. Уже в 1945-ом было начато строительство первоочередных цехов ДАЗа: цеха шасси, ремонтно-кузнечного и ремонтно-литейного. А через три года (1948 год) седьмого ноября по улицам Днепропетровска прошел первый автомобиль ДАЗ-150, выпущенный на заводе.
Боевые стратегические ракеты начали производить только в 1951 году. Десятого мая подписан приказ Министра Вооруженных Сил СССР Д.Ф.Устинова о присвоении Днепропетровскому машиностроительному заводу № 586 (с 1952 года преобразован в Государственный союзный завод №586. Открытое наименование – почтовый ящик № 186).
Уже в 58-ом году выпустили на заводе более ста тысяч тракторов.
В 1961 году произвели первый запуск ракеты на Байконуре.
Но не только своими ракетами известен Южмаш. На территории завода стоит памятник автомобилю ГАЗ-51А.
Такой высокой чести юркий грузовик удостоился за весомый вклад в развитие народно-хозяйственного комплекса страны, и в частности – ракетно-космической отрасли. На ЮЖМАШе грузовики ГАЗ-51А были основными «рабочими лошадками», которые обеспечивали доставку комплектующих для выпуска новой продукции и всех заводских грузов. По дорогам бывшего Советского Союза они прошли более 800 тыс.км. А сегодня это раритетные экземпляры. Один из которых был полностью отреставрирован и занял место на постаменте у ворот автотранспортного цеха.
Восстановили старый ГАЗ автослесари цеха своими силами. Это был капитальный ремонт автомобиля. Когда разрезали традиционную красную ленточку, автомобиль завели и помигали фарами. Теперь этот памятник можно рассматривать еще и как вариант резервного транспортного средства.
Земля в иллюминаторе
Вскоре начался выпуск космической продукции. В 1962 году ракетой-носителем 63С1 ("Космос") выведен на орбиту первый ИСЗ ДС-2 – днепровский спутник (ИСЗ "Космос-1").
Уже через четыре года подписали контракт с Францией о сотрудничестве. Тогда же завод № 586 был переименован в Южный машиностроительный завод (ЮМЗ).
Сборка ракет на заводе занимала около месяца. После сборки ракету отправляли на контрольно-испытательную станцию. Там проходили ее электрические испытания, отдельно проверялись системы управления. Потом проверяли все системы в комплексе: имитировались полетные задания. Затем ракету отключали, красили, упаковывали и отправляли на космодром.
Правда, тракторы тоже не отставали. Трактор ЮМЗ-6Л/6М признан лучшей машиной 1971 года.
В независимой Украине на заводе начали производить также троллейбусы и автобусы.
Кстати, тяжело поверить, но сегодня Южмаш производит самые экологичные ракетоносители в мире. С их помощью в космос отправляют коммерческие грузы в рамках международного проекта «Морской старт».
Южмаш: завод, который сам создал себе имя (фото) - фото 4
Сложные времена
До 2 марта завод простоял без работы два месяца. Были проблемы с выдачей зарплаты.
За последние годы количество работников завода сократилось в четыре раза. Сейчас на «Южмаше» осталось работать лишь 10 тысяч из 40 тысячного коллектива, каким он был 20 лет назад. После прекращения сотрудничества с Россией завод резко сбавил обороты. Единственная надежда лишь на оборонный заказ для ракетостроителей. Наиболее перспективным проектом является создание оперативно-тактического комплекса «Сапсан». В течении ряда лет его разработка велась ГП КБ «Южное». В настоящее время для окончания работ и запуска производства ракет на «Южмаше» необходимо 3,7 млрд. гривен. Даже в условиях жесточайшего экономического кризиса эта сумма не является неподъемной для бюджета. Начало серийного выпуска ракет «Сапсан» смогло бы не только укрепить обороноспособность Украины, но и даст возможность сохранить уникальное производство.
В начале этого года предприятие сообщило, что объем заключенных на сегодняшний день контрактов "Южмаша" на 2015 год оценивается почти в 1 млрд грн, а дополнительная потребность в дозагрузке производственных мощностей – в 1,5 млрд грн.
Интересные факты о ракетах:
Слова «ракета» и «ракетка» этимологически никак не связаны. «Ракета» появилась в русском языке при Петре I из немецкого, а в немецком, в свою очередь, от итальянского «rоссhеttа», что означает «веретено». Это объясняется тем, что ракеты-шутихи напоминали веретено внешним видом. А вот «ракетка» пришла из французского языка, где была позаимствована от арабского «rāħat» — «ладонь».
Говорят, что работа на заводе очень тяжелая. И дело тут не только в недавней забастовке из-за зарплаты на Южмаше. История знает и более жестокие случаи обращения с сотрудниками. Например, нацистская Германия затратила большие ресурсы на разработку и производство первых в мире баллистических ракет дальнего действия Фау-2, однако их боевая эффективность оказалось очень слабой. На ракетных заводах широко использовался труд заключённых концлагерей в тяжёлых условиях, и установлено, что больше людей погибло при производстве ракет Фау-2, чем от бомбардировки этим оружием.
Руководству некоторых стран, конкурировавших с СССР, идея почтовых голубей казалась неинтересной. Поэтому они предложили использовать вместо птиц ракеты. По мере бурного развития современного ракетостроения предлагалось множество проектов использования ракет для быстрой доставки почты. В 1930-х годах энтузиасты развивали такие программы в Германии, Великобритании и даже Индии. В 1959 году американская почтовая служба сделала успешный запуск ракеты, у которой ядерная боеголовка была заменена специальным почтовым контейнером, с подводной лодки Barbero, а уже в 1990-е российские военные несколько раз отправляли почту с подводных лодок через всю страну. Несмотря на все эти попытки, данная технология никогда не была и вряд ли будет использоваться массово в связи с её относительной дороговизной.