Страны Европы сегодня по праву считаются хранителями благодатной атмосферы для развития бизнеса, в частности — малого и среднего. В тоже время в Украине, не первый год декларирующей евроинтеграционный курс, малый и средний бизнес поставлены на грань выживания из-за множественных налогов, непонятной для молодого предпринимателя системы налогообложения и работы в ней, а также постоянно изменяющегося законодательства
Журналисты 056 пытались разобраться, чего не хватает украинскому бизнесу для приближения к европейским стандартам.
«ДЕНЬГИ ИЛИ СПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ »
Успешный бизнес для любого государства — это, прежде всего, наполнение его казны за счет регулярных налоговых отчислений. Тем не менее, как показывает практика, именно процесс исполнения налоговых обязательств становится настоящей проблемой для добросовестного предпринимателя.
"Я владелец ЧП или, как сейчас принято говорить, малого бизнеса. Визит в налоговую стал для меня настоящим открытием. Создалось впечатление, что мои налоги просто-напросто никому не нужны, потому что первый раз мне показалось, что заплатить их просто нереально. При этом понимание того, что будет, если я НЕ заплачу эти налоги, не покидало на протяжении всего времени", - говорит днепровский предприниматель Игорь Литвинов ( имя изменено, - ред ), начавший не так давно свое дело.
Бизнесмен рассказывает, что после того, как он зашел в здание Налоговой инспекции, ее сотрудники утроили для него настоящий квест.
"Я пришел и честно сказал, что не знаю, как происходит процедура уплаты налогов и попросил помочь. В результате мне сказали простоять очередь (а это около 10 человек) в одно окно. Когда я добросовестно отстоял эту очередь оказалось, что мне нужно совсем в другое окно, в которое очередей, кстати, практически не было. Во втором окне выяснилось, что мне все-таки нужно в первое. После такого пинг-понга мне выдали на руки целую кипу форм и бумаг, которые вообще неясно, как заполнять. Помочь в их заполнении тоже времени ни у кого не находиться", - говорит Игорь.
Те предприниматели, которые не хотят лично сталкиваться с тяготами уплаты налогов, имеют возможность доверить решение этих вопросов частным аудиторским фирмам. Естественно, за отдельную плату.
"Получается, что я, открывая предприятие, должен заплатить дважды: налоги и за услуги бухгалтерской компании. Это чтобы вести бизнес спокойно, занимаясь исключительно деловыми вопросами. При определенном уровне дохода, с учетом налогов и нервов получается, что вести бизнес мне просто невыгодно. Естественно, я имею ввиду прозрачное и добросовестное ведение бизнеса", - сетует бизнесмен.
« КОНКУРЕНЦИЯ — ЗАЛОГ ПРОГРЕССА »
В странах Европы структуры малого и среднего бизнеса отчетливо продемонстрировали свою значимость в развитии экономики, основанной на конкуренции. Именно данный сегмент, по мнению специалистов, сегодня является уязвимым звеном в отечественной экономике Украины.
"Сегодня существует ряд аспектов, которые не дают Украине развиваться в сегменте малого и среднего бизнеса. Первая проблема — это постоянно меняющееся законодательство и его трактовки. Вторая проблема — это существующая модель конкуренции, которая базируется не качестве продукции или качестве сервиса, а на модели демпинга, то есть более низкой цены. В итоге процветают те, кто поставляет контрабанду, кто уклоняется от уплаты налогов. То есть сама модель, начиная с 90-х годов, является тормозом для развития. Сюда же добавляется отсутствие контроля за монополией. Сегодня фактически происходит постепенная монополизация отраслей и вскоре она подойдет к тем сферам, которые принадлежат малому и среднему бизнесу. При монополизации теряется какая-либо конкурентная среда", - рассказывает экономический эксперт Михаил Крапивко.
Сегодня по официальным данным бюджетное наполнение украинской экономики осуществляется за счет предприятий крупного бизнеса, которые в полной мере получают возврат НДС. С другой стороны, мощное монопольное влияние создает предпосылки для бюджетозависимой экономики, что также делает ее уязвимой.
В то же время национальные экономики европейских стран на 60% обеспечиваются наполнением именно за счет предприятий малого и среднего бизнеса.
"В Европе 60% обеспечения экономики — это малый и средний бизнес. У нас же по рапортам Министерства финансов около 90% поступлений в экономику идет от крупного бизнеса. При этом не учитываются суммы НДС, которые впоследствии возвращаются. Что касается занятости, то у нас более половины населения занято в бюджетной сфере. А вторая половина должна кормить всех пенсиями и налогами. Именно поэтому МВФ ставит нам условия о сокращении бюджетной сферы. А у нас все реформы заканчиваются тем, что вместо одного закрывшегося министерства появляется три госслужбы и в итоге численность увеличивается. И при этом у нас функционирует бюджетозависимая экономика, то есть больше половины средств распределяется через бюджет. Опять же, проблема в монополизме", - отметил Михаил Крапивко.
«БИЗНЕС ПО-ЕВРОПЕЙСКИ: ЛОЯЛЬНОСТЬ И ЗАКОН»
Уникальная система регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных программ и создания фондов поддержки. Такие шаги удается осуществить за счет упрощения нормативной базы, админпроцедур, устранение нарушений в сфере конкуренции и др.
"Я знаю людей, которые изначально были в бизнесе здесь, а потом уехали в Польшу, Словакию и другие страны Европы. Здесь основной целью их бизнеса было не заплатить налоги. Переехав туда, они настолько боятся не заплатить налоги, что готовы идти на ухищрения, чтобы только их заплатить. Это говорит о том, что люди готовы жить в любых условиях, но сама система им диктует то или иное поведение", - говорит Михаил Крапивко.
Эксперт отмечает, что европейская система построена на множестве рычагов лояльности к малому и среднему бизнесу. Данные рычаги, подчеркивает Михаил Крапивко, направлены на максимальное упрощение и стимулирование работы предпринимателя, добросовестно выполняющего свои обязательства перед государством. Иными словами — работать прозрачно, в законодательном поле и платить весь объем налогов становится выгоднее, чем функционировать «в тени»
"Европейская система госрегулирования является более лояльной к бизнесу. У нас вся система изначально была построена на том, чтобы догнать и покарать. Когда в 2001 году я был в Брюсселе и общался с бизнесом, они рассказали, что приход налоговой на предприятие означает его смерть. Система работает так. После подачи декларации, человеку могут прислать письмо, где написано, что «по нашему мнению Вы ошиблись там-то и там-то». Если человек не исправляет, то ему приходит запрос на обоснование именно таких действий. Ну а дальше — приход налоговой и, соответственно смерть бизнесу и конец свободе", - рассказал Михаил Крапивко.
По его словам, одним из недостатков устоявшегося построения украинской экономики является фактическое узаконивание «ловушек», в которые попадают собственники малых и средних предприятий.
"Даже немалая доходная часть бюджета формируется из штрафов. В той же Польше есть специальная компьютерная программа, куда представитель малого бизнеса просто вбивает персональные данные, сведения о доходах, после чего осуществляется расчет, генерация платежей, которые он просто потом проводит. У нас же никто не возьмет ответственность за генерацию платежей. Человек должен сделать их сам, несколько раз ошибиться и в итоге заплатить штраф", - добавил Михаил Крапивко.
Тем не менее, нельзя говорить о том, что Украина не делает никаких шагов по дерегуляции было бы неправильным. В 2015 году Министерство экономического развития и торговли в рамках реализации евроинтеграционного курса отменило 41% разрешительных документов, сняло более 100 регуляторных барьеров и сократило срок регистрации бизнеса до двух дней. Также министерство отменило около 13 тыс. советских госстандартов, что позволило Украине подняться в рейтинге Doing Business с 87 места на 83.
Также успешно был решен вопрос с использованием кассовых аппаратов. Теперь такая норма обязательно только для предприятий с оборотом свыше 1 млн грн.
Тем не менее по разным оценкам предприятия малого и среднего бизнеса производят 7-15% национального ВВП Украины.