История загадочного моста Днепропетровска

Пожалуй, далеко не каждый житель нашего города ответит на вопрос, где находится Мерефо-Херсонский мост. И не каждый днепропетровец, даже с большим стажем, может похвастаться, что хоть раз в жизни проезжал по этому мосту.

Мост расположен в самой живописной и густонаселенной части Днепропетровска, проходит через самую популярную зону отдыха — Комсомольский остров, но остается при этом недоступным. Когда вы проходите под мостом на пляж, вас даже и близко не подпустят к его опорам. Смотреть можно, трогать нельзя! А смотреть есть на что: Мерефо-Херсонский мост оставляет впечатление легкого кружева над водой.

История этого кружева, как берега Днепра, соединяет две эпохи: Российскую империю и Советский Союз. А теперь и независимую Украину.

Строительство моста началось еще при старом режиме — в 1914 году. Он должен был находиться в 5 километрах ниже от действовавшего моста Екатерининской железной дороги. Новый переход через Днепр был запроектирован как металлический. В пределах главного русла реки он намечался двухъярусным. По верхнему ярусу предполагалось пустить поезда, а по нижнему — городской транспорт и пешеходов. Большие металлические арки располагались сравнительно низко над горизонтом высоких вод. Остров, проток и часть правого берега было намечено перекрыть меньшими металлическими пролетами для однопутной железнодорожной линии. Данная часть сооружения была представлена в плане на двух кривых радиусом по 750 м.

Уже в 1916 году установили все 22 опоры моста, спроектированного академиком Г. П. Передерием. Изготовление же и установку металлических пролетных строений общим весом 16 000 т прервала Первая мировая война. Строительство моста было законсервировано.

Советская власть нашла время заняться Мерефо-Херсонским лишь в 1928 году. Тому были серьезные экономические причины: быстро растущий грузооборот Екатерининской железной дороги, громадные затруднения, создаваемые недостаточной пропускной способностью старого моста, все чаще и чаще срывающие работу местной металлургической промышленности. Но каким должен быть мост? Ведь новая власть с большим подозрением относилась к чертежам инженеров старого режима. Поэтому был объявлен всесоюзный конкурс на достройку нового моста, который и решил окончательно вопрос о его внешнем виде и содержании.

По мнению Гипротранса, постройка двухъярусного моста, на чем настаивали специалисты Днепропетровска, была экономически и технически нецелесообразна. В связи с сооружением ДнепроГЭСа и улучшением судоходства городской ярус пришлось бы располагать над железнодорожным проездом, что при данном рельефе местности вызывало огромные расходы на городские съезды, особенно на днепропетровской стороне. Стоимость одних только въездов составляла примерно 50% от стоимости самого моста.

Значительная сложность и длительность изготовления двухъярусных пролетных строений, громадный расход металла, задержка с открытием железнодорожного движения явились причинами отказа от двухъярусного моста. Кроме того, городской проезд на старом мосту Екатерининской железной дороги был расширен, поэтому отпала необходимость на ближайшие годы второго городского моста, не стесненного условиями железнодорожного движения. На основе подобных выводов и было решено продолжить сооружение Мерефо-Херсонского моста с использованием построенных в 1914 году опор.

Из составленных Гипротрансом двух вариантов моста с металлическими пролетными строениями и железобетонными арочными был выбран последний. По сравнению с металлическим мостом железобетонный вариант имел ряд преимуществ. Прежде всего — большая экономия металла. Немаловажное значение в выборе сыграл прекрасный внешний вид железобетонного моста, не идущий ни в какое сравнение с металлическим. В свое время днепропетровские городские организации категорически протестовали против сооружения металлического моста в пределах наиболее живописной части города Днепропетровска — парке им. Шевченко.

Условия для сооружения железобетонного моста были еще благоприятные ввиду расположения основания опор больших пролетов на скале, при достаточно мощных старых опорах для установки железобетонных арочных конструкций, наличия возле моста каменного и песчаного карьеров и т. п. По всем этим причинам решение о постройке железобетонного моста следует признать правильным. В силу своих конструктивных особенностей построенный мост представляет большой интерес, как для проектировщиков, так и для строителей.

Автором нового проекта стал Н. М. Колоколов, предложивший впервые в истории мостостроения применить монолитный железобетон. Главным инженером был назначен М. А. Кисня, награжденный орденом Красной Звезды.

При строительстве рабочие проявляли трудовой героизм, стремясь сдать мост досрочно. 35 железобетонных арок и оба металлических пролета по 52 метра каждый соорудили всего за семь месяцев. 24 октября 1932 года в 15.30 был уложен последний кубометр бетона. А еще через два месяца уникальный мост через Днепр был сдан в эксплуатацию. Его возвели менее чем за полтора года.

Во время войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен и затем восстановлен по проекту коллектива «Днепрогипротранс» под руководством Е. Г. Тетерука. На его «реставрацию» было израсходовано около 50 млн советских рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона.

За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, Мерефо-Херсонский мост взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Детали. Мерефо-Херсонский мост можно разделить на четыре составные части:

— перекрытие на левом берегу;

— главное русло с большими железобетонными арками;

— перекрытие острова, протока и части правого берега малыми арочными пролетами;

— в пределах парка им. Шевченко 3 сводчатых пролета.

По слухам, Мерефо-Херсонский мост находится на когда-то стратегической одноименной ветке. Еще в конце 50-х там постоянно дежурили пулеметные команды, которые стреляли во все, что плыло и шло под мостом. На северной части моста до сих пор стоят специальные военные укрепления.

Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуальность
0/12
Оперативность
0/12
Ошибки
0/12
Информативность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов

КУРС КРИПТОВАЛЮТ
Покупка
Продажа
BTC
8 423,16
9 309,80
ETH
583,57
678,72