Изразцы - это совершенный печной материал, который представляет собой обожженную керамическую плитку полой конструкции для крепления в кладке. Такая облицовка способствует прогреву всего камина, а не одной топки. Они отливаются по сложному методу из специального материала, который проходит трехкратный высокотемпературный обжиг. Изразцы могут быть с рисунком или без, изготавливаются различной формы и стиля. Каждый вид имеет комплект (основной элемент, половинку, уголок, карниз), сделанный с учётом интерьера и пожеланий заказчика.

Все русские изразцы представляют собой ценность: ведь в каждый из них вложен труд конкретного мастера. Одна из основных проблем состоит в том, что при росписи нельзя делать исправления, а некоторые краски, выражают свой истинный цвет только после обжига. Если использовать плитки белого цвета, то при ручной росписи можно использовать всю цветовую гамму и любые цвета, а также инкрустируемое 24–каратное золото, делая камин художественным шедевром.

Изразцовые декоры составляли единое целое с архитектурным решением зданий, подчеркивая в некоторых случаях их конструктивные особенности, создавая яркие живописные акценты, придавая постройкам праздничность и нарядность. Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а позднее (в XVIII веке) и в жилых помещениях горожан.
 
Древнерусский изразец заметен и любим и в музейной экспозиции, и в архитектурном декоре – привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керамики.

Добротность исполнения затейливых орнаментов свидетельствует о высоком мастерстве древнерусских керамистов и тонком владении технологией, в то же время некоторая грубоватость и наивность их, в особенности сюжетных изображений, отчетливо проявляет ремесленный характер этих изделий народного искусства, не только радующих глаз, но повествующих многое о художественном сознании той эпохи.