Ректор ДИИТа Александр Пшинько: «Современная наука должна смотреть на несколько лет вперед, опережая время»

Сайт 056.ua начинает публикацию серии бесед с ректорами ведущих вузов Днепропетровщины. В каждом из интервью мы будем обсуждать состояние дел в украинской науке и высшей школе, а также - перспективы образовательной отрасли.

Первый гость рубрики "Ученье - свет" - ректор Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта, доктор технических наук, профессор Александр Пшинько.

пшинько энд

- С вашего позволения, акцентирую внимание на двух базовых вещах, которые, на мой взгляд, чрезвычайно важны для понимания состояния дел в высшей школе сейчас и для прогнозирования будущего образовательной отрасли.

Во-первых,  мы должны развивать дидактику, т. е. учебный процесс, в соответствии с самым современными требованиями мирового сообщества. Бесценный багаж предыдущих поколений преподавателей необходимо сохранить и использовать в повседневной работе. Но, поскольку время не стоит на месте, появляются новые подходы к обучению, формированию из студента квалифицированного специалиста, мы должны смело отвечать на эти вызовы времени.

Скажу откровенно, наш вуз, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта, не только идет в ногу со временем, но во многом его опережает. И это, на мой взгляд, правильный вектор развития. Объясню, почему.

Все мы понимаем, что транспорт, а в особенности железнодорожный, является коммуникатором между странами и народами. От того, насколько эффективно работает система перевозок, зависит во многом репутация страны. Сейчас вся Европа активно развивает скоростное движение. За этим будущее! И наши европейские коллеги давно уже это поняли. Лучшие умы континента трудятся над разработкой безопасных систем скоростного сообщения. Если Украина не будет сейчас думать об этом и готовить специалистов по скоростному движению, она останется в транспортной изоляцией, так как не сможет соответствовать требованиям Евросоюза по качеству и безопасности перевозок, а главное, по оперативности доставки грузов и пассажиров будет отставать.

Теория полезна только тогда, когда подкреплена практикой".

Понимаем это мы, понимают это наши европейские коллеги и партнеры. Европа заинтересована в подготовке квалицифированных специалистов для скоростного движения. Евросоюз финансирует программы подготовки таких кадров. В свою очередь, мы в нашем вузе открыли три новых направления "Интероперабельность и безопасность железнодорожного транспорта", "Интеллектуальные транспортные системы" и "Магистры скоростного движения".

Это те направления, которые опережают время. Студенты, которые получают подготовку по этим направлениям, имеют возможность слушать лекции ведущих европейских специалистов. Что очень важно для понимания того, что ты изучаешь. Теория полезна только тогда, когда подкреплена практикой. И мы даем возможность нашим студентам стажироваться не только на украинских магистралях, но и зарубежом.

Программы, о которых я говорил, позволяют нашим выпускникам не только отлично разбираться в проблематике скоростного сообщения, но и формировать перспективу развития этого важного направления.

- Получается, готовите спецов для дорог будущего. Но смогут ли они найти применение в современной Украине?

- Убежден в этом. Ведь мы не только даем им знания по тем предметам, за которыми будущее. Мы учим их разбираться в технике, которая сейчас эксплуатируется на наших железных дорогах. Наши студенты проходят производственную практику в подразделениях Приднепровской железной дороги. Они в постоянном контакте с действующими железнодорожниками и по любым вопросам могут получить квалифицированный ответ.

Кроме того, мы развиваем сейчас систему дистанционного обучения. Это тоже - требование нового времени. И мы никуда от этого не уйдем. Ведь получать новые знания смогут не только вчерашние выпускники школ, но и те, кто уже непосредственно связан с дорогой.

- В связи с этим вполне логичен вопрос о мотивации для украинских абитуриентов и студентов...

- Очень правильный вопрос. Его можно разложить на несколько составляющих. Любой, уважающий себя вуз, должен развивать фундаментальную науку, заниматься теоретическими изысканиями и практическими исследованиями. Но научные разработки должны быть актуальны для экономики, они должны способствовать развитию промышленности, реального сектора экономики. И опять же - наши ученые должны идти на несколько шагов вперед, предугадывая мировые тенденции развития той или иной отрасли.

А промышленность и производство, в свою очередь, должны не только пользоваться научными разработками, но и всячески поощрять научные изыскания, вкладывать собственные средства в науку.

Я убежден, что мы должны укреплять и развивать сотрудничество высшей школы с производством. Чтобы студенты, которые получают знания в вузах, были уверены в перспективе получения высокооплачиваемой работы.

С другой стороны, мы должны изменить подходы к финансированию высшей школы, критерии оценивания труда преподавателей и успеваемости студентов. Сегодня мы имеем следующую картину: государство выделяет деньги на студента из фактического количества этих самых студентов в вузе. Мы же настаиваем на том, чтобы финансирование осуществлялось по плановым показателям. Тогда у преподавателей не будет соблазна "тянуть" во чтобы то ни стало студента. Не хочет учиться - никто не держит. Но при этом из-за отчисленных студентов преподаватель не потеряет в зарплате.

Теперь что касается мотивации для студентов. Мы уже говорили о том, что одной из главных мотиваций в Украине является перспектива трудоустройства. Наш вуз трудоустраивает практически 100% своих выпускников. Более того, мы помогаем и контрактникам получить первое рабочее место.

Но только этим мотивация на результат не может ограничиваться. Мне кажется правильным, чтобы при поступлении на работу, каждый кандидат сдавал соответствующий тест соответствия квалификационным требованиям работника.

- Иными словами, Вы за то, чтобы при приеме на работу, наниматель испрашивал у кандидата не только диплом, но и конкретными знаниями интересовался?

- Абсолютно верно. Вы же понимаете, что зачастую диплом просто напросто покупается. И выпускник вуза, имея на руках диплом, не обладает теми знаниями и умениями, которые от него могут потребоваться на рабочем месте. Если же студент будет с первых дней своей учебы знать, что вместе с дипломом его попросят продемонстрировать свои реальные знания, его это будет стимулировать к учебе.

Мы настаиваем на том, чтобы финансирование осуществлялось по плановым показателям. Тогда у преподавателей не будет соблазна "тянуть" во чтобы то ни стало студента. Не хочет учиться - никто не держит".

Европа это уже прошла. И там нет проблем в общении преподавателя и студента. Там молодые люди, заинтересованные в высокооплачиваемой работе, сами тянутся за знаниями. И в буквальном смысле "терроризируют" своих преподавателей, чтобы получить необходимые знания и умения.

Мы к этому тоже придем. Я в этом уверен. Но для этого, как я уже говорил, мы должны идти не только в ногу со временем, но и опережать его.

- Александр Николаевич, подводя итоги нашей беседы, сформулируйте, пожалуйста, еще раз основные принципы развития высшей школы Украины.

- Основной принцип - опережение времени. Стремительное развитие общества, систем и средств коммуникации заставляют нас искать новые формы обработки, анализа и донесения информации.

Вузы должны заниматься фундаментальными исследованиями, которые отвечают требованиям времени и, опять же, опережают его.

Высшая школа должна эффективно взаимодействовать с реальным сектором экономики. Чем сильнее интеграция - тем лучше для страны.

Наконец, вузы должны учиться не только давать знания, учить. Но и зарабатывать. Причем не на студентах, а на тех промышленных и коммерческих организациях, которые заинтересованы в научной оценке своей деятельности и в кооперации с высшей школой.

Только так мы можем сохранить уникальный, "золотой" фонд нации. Тех, чьи умы способны дать импульс к стремительному развитию Украины. Хочу сказать, что это отлично понимает вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул. Он не только внимательно следит за развитием вузов регионов и оказывает нам всяческую помощь, но и постоянно подчеркивает необходимость внедрения самых современных методик преподавания, управления образовательным процессом, привлечения инновационных технологий.

Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуальность
0/12
Оперативность
0/12
Ошибки
0/12
Информативность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов