Диевка: история и современность

Большинство жителей нашего города на вопрос о дате основания Екатеринослава, вспомнив, какую же годовщину мы праздновали в сентябре минувшего года, назовут точную цифру — 1776 г. Так-то оно так, однако существуют районы, основанные десятками лет ранее мегаполиса, что, по-сути, стало прологом к славной, более чем 230-летней истории Днепропетровска. Одним из таких районов является Диевка.


Вероятно, на сегодняшний день Диевка так и оставалась бы небольшим селом, если б в конце 70-х – нач. 80-х годов ХVІІІ века поблизости не был основан Екатеринослав. Именно с этого момента никому не известное селение становится участником многих процессов городской жизни. Такая близость к городу явилась залогом того, что проживающие в Диевке не отрабатывали крепостную повинность, обязательную для жителей других сел.

Наиболее же тесное сотрудничество с Екатеринославом приходится на период конца ХІХ – начала ХХ века, что неудивительно. На тот момент в городе начинают работу такие промышленные гиганты, как, например, завод им. Г. Петровского. Диевцы, почувствовав возможность реального заработка на предприятиях, уезжают в Екатеринослав. Появляются целые трудовые династии.

Но развитие самой Диевки не останавливается. Напротив, уже к началу ХХ века поселок имел свою железнодорожную станцию, а его население превысило 6000 человек. Такая ситуация способствовала окончательному объединению Диевки с «большим городом».

В 20-е годы XX столетия Диевка была выделена в отдельный район еще не Днепропетровской области, а Екатеринославского округа. Однако за счет роста города район был переименован в Днепропетровский, а сама Диевка с численностью населения, приближающейся к десятитысячной отметке, была разделена на первую и вторую.

37-b

Стремительное развитие Днепропетровска с одной стороны и Диевки с другой в итоге привело к их объединению. Точкой в этом процессе стало строительство в брежневскую эпоху жилых комплексов в западной части города. Новые массивы – Красный Камень, Коммунар, Парус-1 и Парус-2 — отличаются от Диевки характером застройки.

Дома Диевки напоминали сельские хаты. Одним из самых высоких (5 этажей) было здание больницы, возведенное 98 лет назад. Дома, построенные в 70-е годы XX столетия, имеют либо 9, либо 16 этажей. Наиболее заметна разница между постройками — в районе станции метро «Коммунаровская» и в конце ж\м Парус. Для жителей центра Днепропетровска подобный «пейзаж» может выглядеть несколько странным, однако необходимо понимать, что такая ситуация является отражением истории города, которую надо чтить и помнить. Известный днепропетровский краевед, кандидат исторических наук Максим Кавун в одной из своих статей цитирует газету «Днепровская правда», которая в 1975 году относительно застройки района Диевки писала следующее: «Таковы уж темпы нашего развития: кажется, совсем недавно мы разрабатывали проект детальной планировки нового жилого массива на намывных участках поймы Днепра в Диевке. Сейчас Диевский массив — вполне обжитый район».

Коль ранее уже упоминался днепропетровский метрополитен, стоит сказать и о нем. Его запуск в середине 90-х стал толчком как для развития Диевки, так и для Ленинского района в целом. Десятки тысяч жителей спального района получили возможность добираться на работу и учебу, не простаивая часами на остановках в ожидании троллейбуса или маршрутки. Безусловно, услугами метрополитена имеют возможность пользоваться далеко не все жители Диевки. После того как днепропетровцы были практически вытеснены из высоких киевских кабинетов, госпрограммы по строительству дополнительных станций (и вглубь ж\м Парус, и в направлении исторического музея им. Яворницкого) были свернуы. Однако, как поется в знаменитой советской песне, «Москва не сразу строилась…» и будущее вселяет оптимизм.

Как же отразилась 250-летняя история микрорайона, развивавшегося несколько автономно от Днепропетровска, на менталитете его жителей? Во многом сохранен местный колорит, что проявляется в психологии диевцев, позиционирующих себя не сельскими, но и не городскими жителями. У многих людей, особенно старшего поколения, в повседневной речи присутствует фраза «поехать в город» — не в центр, а именно в город, что является своеобразной иллюстрацией к развитию Диевки со дня основания Екатеринослава — Днепропетровска.

Главной достопримечательностью Диевки, вне всякого сомнения, является природа. За жилмассивом Парус-2 находится огромный живописный лес, в котором еще встречаются кабаны, дикие утки и даже косули.

К сожалению, главная проблема этой части нашего города — отсутствие самого элементарного контроля за природными богатствам. Тонны мусора, несоблюдение санитарных норм, отсутствие инфраструктуры стали нормой жизни. Пару лет назад среди жителей Ленинского района ходили слухи, что к 2012-му (году проведения чемпионата Европы по футболу) в окрестностях диевского леса будет сооружен аквапарк, но после лишения Днепропетровска права проведения Евро подобные разговоры утихли.

Одной из известнейших рукотворных достопримечательностей Диевки является Крестовоздвиженская церковь, находящаяся между первым и вторым Парусом. Храм сооружен в начале ХІХ века (точная дата постройки не известна). За свою двухсотлетнюю историю он изменял свой внешний вид — последняя реконструкция была начата еще в 90-х годах прошлого века, но до сегодняшнего дня так и не завершена.

Диевский микрорайон, развивавшийся на протяжении более двухсот лет как отдельная единица, на сегодняшний день стремится принимать участие во многих городских проектах. Степень интегрированности (не территориальной — Диевка не один десяток лет часть мегаполиса, а ментальной) с каждым годом возрастает. А после присоединения в начале
2000-х к городу поселка Таромское как-то не поворачивается язык назвать ее окраиной в классическом смысле этого слова. Как и всякий микрорайон, Диевка имеет ряд проблем: транспортные, несвоевременный вывоз мусора, разбитые дороги. Однако все они решаемы – необходимо лишь приложить усилия территориальной громаде и городским властям, дабы разрубить этот гордиев узел.

Но главное, иметь желание.

Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Актуальность
0/12
Оперативность
0/12
Ошибки
0/12
Информативность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов