С 1998 года в Украине ежегодно во второе воскресенье октября отмечают профессиональный праздник – День художника. Ряд мероприятий проекта «Экспонат месяца» приурочена этому событию. Одно из них – интересное «путешествие» в искусство живописи XIX века вместе с работой известного художника Василия Никитича Кучумова. Кстати в этом году ему отмечают 130 лет со дня рождения, а работе под названием «Венера» более ста лет.

Василий Кучумов ─ исторический живописец, пейзажист и театральный художник, учился в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств по классу В.Е. Маковского. В 1911 г. получил вторую премию Академии искусств за академический эскиз «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя». Был активным участником выставок различных творческих объединений: Товарищества передвижных художественных выставок (1918 – 1922), Общества им. А.И. Куинджи (1926 – 1929) и других.

Художник жил в эпоху больших перемен, но интонация его творчества оставалась неизменно камерной, элегийной. Испытав влияние мастеров «Мира искусства», историю Кучумов видел сквозь призму Прекрасного, и вообще мерил этой категорией. Обращение к эпизодам ранней истории Петербурга служит молодому художнику поводом для размышлений о бурных процессах в жизни и сознании людей Петровской эпохи, об изменениях в их мировоззрении, о борьбе старого и нового.

На нашей картине изображен момент первого появления на берегах Невы античной статуи Венеры, которая позже вошла в историю культуры под именем Венеры Таврической. В 1916 году выпускник Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии Искусств В.М. Кучумов решил на суд преподавательского жюри выдвинуть многометровое историческое произведение времен Петра Великого, за который получает высшую награду – право на заграничную командировку за счет Академии для дальнейшего совершенствования своего мастерства. Дипломная работа «Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце» получила высокую оценку современников. Своих многочисленных персонажей автор удачно объединил в группы. Характерность персонажей и историческая достоверность костюмов способствовали успеху полотна и обеспечили этой дипломной работе автора высшую награду – золотую медаль.