На очередной встрече, которую проведет Николай Чабан, речь пойдет о «художественную яворницькиану» - образ Дмитрия Ивановича Яворницкого в изобразительном искусстве.

К образу Дмитрия Яворницкого обращались украинские художники, начиная с современников ученого Ильи Репина и Фотия Красицкого. Классическим является офорт с портретом Яворницкого работы Василия Матэ. Самому Дмитрию Ивановичу этот портрет очень нравился.
Затем образ Яворницкого решили увековечить скульпторы-его современники Елизавета Трипольская и выпускник Королевской академии в Мюнхене Григорий Тэннер.
И после смерти профессора Яворницкого его образ продолжал волновать художников. Когда в Украине вспоминать им «я» буржуазного "историка, воспевал казачество было запрещено и 100-летний юбилей Яворницкого большевики демонстративно проигнорировали, в далекой Аргентине художник-эмигрант Владимир Каплун (1912-2003) под влиянием нашего земляка Алексея Девлада-Запорожца создает 1955 выразительный графический портрет пожилого Яворницкого.
Перестройка и провозглашения независимости Украины активизировали интерес художников образом Яворницкого. Большим стимулом для скульпторов стал провозглашенный в Днепре, после открытия Мемориального дома-музея, конкурс на памятник историку у могилы и музея его имени.
Работы скульпторов-днепрян Владимира Наконечного (1956-2010), Владимира Небоженко, Александра Зобенко и других обогатили палитру попыток осмыслить образ ученого новыми творческими решениями и подходами.